КТО ВЫ – «ДЕТИ ДОЖДЯ»?

Детский аутизм – это эмоционально-волевое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, а также нарушения метаболических (обменных) процессов в нем, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия, ограниченными интересами, наличием определенных поведенческих, когнитивных, структурных и функциональных нарушений у ребенка.

Распространенность аутизма у детей колеблется от 4 до 26 случаев на 10 тыс. детского населения. Общий уровень составляет  0,6 – 1 % от общего количества детей школьного возраста.

148

Выдвигаются различные теории, объясняющие происхождение аутизма у детей, которые могут объединяться в многофакторную модель. Выделяют следующие этиологические факторы:

  1. Органические.
  2. Нейрофизиологические.
  3. Биохимические.
  4. Генетические.
  5. Иммунные.
  6. Психологические.
  7. Отравление тяжелыми металлами.

Многие люди, поверхностно знакомые с проблемой, считают «людей дождя» неполноценными. Психические отклонения действительно встречаются у части пациентов, но основная масса «людей дождя» имеют ясный ум, интересуется определённой, зачастую, сложной темой, просто держит мысли при себе. Некоторые гении были аутистами. Среди известных людей-аутистов, научившихся жить с этим недугом, – режиссер Вуди Аллен, композитор Вольфганг Амадей Моцарт, успешный предприниматель Билл Гейтс, ученый Мария Кюри, художники Ван Гог, Леонардо да Винчи, физик Альберт Эйнштейн и другие.

Аутизм  может по-разному проявляться у разных людей, поэтому практически каждый больной аутизмом уникален. Тем не менее, существуют определенные общие черты аутизма, наличие которых помогает поставить этот диагноз. Симптомы и признаки аутизма отличаются в зависимости от возраста.

149

У большинства детей первые симптомы аутизма появляются еще на первом году жизни. Основными ранними симптомами в течение первого полугодия жизни ребенка являются:

  1. Равнодушие к голосу и лицу матери, «скользящий» взгляд.
  2. Чрезмерная заторможенность или, напротив, беспорядочная двигательная активность.
  3. Ранние психомоторные нарушения ( отсутствует встречное движение ребенка, когда его собираются взять на руки).
  4. Неподвижный взгляд и безразличие к звукам.
  5. Отсутствие улыбки при виде человеческого лица (обычно появляется в возрасте 2 – 3 месяцев и является признаком способности ребенка к общению).

В более старшем возрасте родители могут заметить, что поведение ребенка отличается от поведения его сверстников:

  1. Ребенок не смотрит в глаза родителям или на их лицо.
  2. Ребенок редко улыбается.
  3. Ребенок не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки.
  4. Задержка развития речи: не гулит к 12 месяцам, не говорит простых слов к 16 месяцам, не произносит простых фраз к 24 месяцам.
  5. Ребенок агрессивен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению.
  6. Ребенок играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам.
  7. Ребенок может неадекватно реагировать на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.
  8. Ребенок не откликается на свое имя.
  9. Отсутствует указательный жест.

У детей с аутизмом старше 2 лет сохраняются те же симптомы, а также могут появляться другие признаки аутизма:

  1. К 3-4 годам ребенок знает всего несколько слов, либо вообще не разговаривает.
  2. Ребенок может все время повторять одно и то же слово или звук.
  3. Ребенок не стремится к общению, не начинает разговор сам и не поддерживает беседу.
  4. Ребенок придерживается определенных стереотипных действий (ритуалов), а смена привычной обстановки вызывает у него беспокойство.
  5. Некоторые дети проявляют особый интерес к определенному роду деятельности, например, рисование, музыка, математика и пр.
  6. У некоторых детей появляются странные страхи: боязнь красного, квадратного, плюшевых мишек и т.д.
  7. Ребенок интересуется только одним видом деятельности, но изучает предмет своего интереса досконально.

К симптомам, которые указывают на аутизм у детей в возрасте с 3 до 15 лет, относятся:

  1. Неспособность завязывать дружеские отношения;
  2. Демонстрация отстраненности от окружающих (которая иногда может сменяться возникновением сильной привязанности к одному человеку или узкому кругу лиц);
  3. Отсутствие желания идти на контакт по собственной инициативе;
  4. Затрудненное понимание эмоций, поступков других людей;
  5. Сложные отношения со сверстниками (травля со стороны других детей, использование по отношению к ребенку обидных кличек);
  6. Неумение принимать участие в командных играх.

К 11-12 годам ребенок обычно приобретает элементарные навыки общения с другими людьми, но все равно стремится к одиночеству, не находя  потребности в общении.

Период полового развития может протекать для ребенка с аутизмом намного сложнее, чем для обычного подростка. Ребенок может быть агрессивным по отношению к окружающим, возможно развитие у подростка депрессии, тревожных расстройств.

150

Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния. Малыши и подростки, погруженные в свой мир, чувствуют себя вполне счастливыми, пока кто-то не нарушает их комфортную среду.  Аутисты не могут эмоционально «приблизиться» к другому человеку, образно примерить на себя его радость или физическую боль. Ребёнок-аутист слышит и видит, но не понимает значения эмоций. Одной из особенностей страдающих аутизмом детей является необходимость в определенной системе. К примеру, ребенок может настаивать на прогулке по составленному им маршруту и не менять его на протяжении нескольких лет. При попытках внести изменения в установленные им правила аутист может активно выражать недовольство и проявлять агрессию. Нужно помнить, что в глубине души эти дети очень ранимы, им  необходима родительская любовь. А их холодное и отстраненное поведение оттого, что они не знают, как указать на свои потребности.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что  ранний аутизм у детей диагностируют по одновременному наличию трех признаков, появившихся в возрасте до 3 лет:

  1. Коммуникативные нарушения;
  2. Трудности в социальном взаимодействии;
  3. Повторяющееся, стереотипное поведение.

Иногда аутизм можно заподозрить уже в первый год жизни ребёнка, когда он только учится налаживать контакты с самыми близкими ему людьми. В этом случае окончательный диагноз можно поставить в течение 1,5-2 лет с момента рождения.  Но чаще бывает так, что до определённого возраста (2,5-3 лет) развитие идёт нормально, а затем резко останавливается. Эту внезапность родители склонны объяснять внешними причинами, предшествовавшими торможению: реакцией на прививку, стрессовой ситуацией и т.п. На самом деле развитие аутизма было попросту генетически «запрограммировано» таким образом. С этим связан и третий, более поздний и менее распространённый тип детского аутизма, когда уже в сознательном возрасте, приблизительно к 5 годам, происходит регресс предшествующих этапов развития. То есть ребёнок научился разговаривать, но в какой-то момент перестал, общался со сверстниками и налаживал дружеские связи — и вдруг, безо всяких очевидных причин, замкнулся в себе.

Ниже представлен тест на аутизм, который проводят всем детям в возрасте 1,5 лет в США для того, чтобы выявить наличие возможных проблем у ребенка.

Этот тест называется CHAT (Checklist for Autism in Toddlers – Проверка на аутизм для маленьких детей):

Раздел А:

1.Вашему ребенку нравится, когда его/ее укачивают, держат на руках, сажают на колени и т.п.?  Да/Нет

2.Ваш ребенок проявляет интерес к другим детям? Да/Нет

3.Вашему ребенку нравится взбираться куда-нибудь, подниматься по ступенькам? Да/Нет

4.Вашему ребенку нравится играть с вами? Да/Нет

5.Ваш ребенок когда-нибудь имитировал какие-то действия в игре (например, «делал чай», используя игрушечную чашку и палочку и т.п.)? Да/Нет

6.Ваш ребенок использует указательный палец, чтобы показать предмет, заинтересовавший его/ее? Да/Нет

7.Ваш ребенок когда-то приносил вам какой-то предмет, чтобы показать его? Да/Нет

Раздел В:

1.Ребенок смотрит в глаза незнакомым людям? Да/Нет

2.Привлеките внимание ребенка, указывая ему на предмет вне поля его зрения с помощью пальца и скажите «Смотри!», либо произнесите название игрушки, например «Кукла!» Проследите за реакцией ребенка. Он повернул голову, чтобы посмотреть что там? (важно: ребенок должен следить не за рукой, а смотреть именно на предмет, который вы указали) Да/Нет

3.Дайте ребенку игрушечную чашку и ложку и попросите «сделать вам чай». Ребенок притворяется, что делает вам чай? Да/Нет

4.Спросите ребенка, где находится тот или иной предмет (либо откуда идет свет). Ребенок показывает пальцем его местонахождение? Да/Нет

5.Ребенок может построить башенку из кубиков? Да/Нет

Если на большинство вопросов вы дали отрицательный ответ – то риск аутизма очень высок.

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру.

Лечение  аутизма должно быть комплексным. У каждого ребенка свое сочетание нарушений, поэтому не может быть единого «рецепта» лечения аутизма для всех. В каждом случае нужна тщательная диагностика, индивидуально подобранное лечение и коррекционные занятия.