Тревожные состояния. Профилактика суицидов

К тревожным состояниям, с которыми чаще всего встречается детский невролог, относятся обсессивно-компульсивные нарушения (ОКН) и синдром посттравматического стресса (СПТС). ОКН проявляются повторяющимися навязчивыми идеями и эпизодами насильственных действий, которые создают дистресс или вызывают ухудшение состояния. При СПТС ребенок, который наблюдал или даже был вовлечен в обстоятельства травмы или чьей-то смерти, начинает повторно переживать произошедшее, избегая разговоров о данном событии, или становится замкнутым, что сопровождается хроническим нарастающим возбуждением.

Клинические проявления тревожных состояний у детей 1. ОКН. Детский невролог обычно диагностирует ОКН, когда обследует ребенка с болезнью Туретта. Как правило, навязчивые идеи включают абсолютно точное соблюдение строгого порядка во всем, требования единообразия и назойливые мысли агрессивного или сексуального характера. Распространенными проявлениями навязчивых действий являются прикосновения или покалывания, симметричное расположение объектов, постоянный счет и повторяющиеся действия. 2. СПТС. Ребенок с СПТС может иметь яркие повторяющиеся кошмары или навязчивые воспоминания, которые возникают в дневное время и могут быть ошибочно приняты за судороги или диссоциации. Избегание может заключаться в невозможности вспомнить травмирующее событие, снижении интереса к людям и деятельности, и эмоциональном оцепенении. Повышенное возбуждение ведет к чрезмерной пугливости, ухудшению сна и нарушению концентрации внимания. Объективное обследование.

ОКН и СПТС обнаруживаются в ходе изучения психического статуса. Дети редко добровольно предоставляют информацию о навязчивых мыслях или насильственных движениях. Их необходимо спрашивать о мыслях, от которых они не могут избавиться, и вещах, которые они должны делать, чтобы избавиться от чувства тревоги. Насильственные действия бывает трудно дифференцировать от сложных моторных тиков. Если подавление действия ведет к возрастанию тревоги, скорее всего это насильственные действия. Дети с СПТС могут описывать ночные кошмары, проблемы со сном и пугающие воспоминания. Родители обычно описывают набор насильственных действий, наблюдаемых при ОКН, и изменения поведения при СПТС.

Специалист в детской психиатрии или детской неврологии может помочь в дальнейшем лечении. Пациенты с ОКН, СПТС часто нуждаются в психотерапии и назначении психотропных препаратов.

Как предотвратить подростковый суицид — профилактика самоубийств детей

Профилактика чего-то плохого, в том числе и детского, подросткового суицида — это всегда лучше и дешевле, чем работа с последствиями. А чтобы не было последствий, нужно понять причину суицидальных склонностей у подростков, т.е. необходимо бороться с причиной… Как вы уже поняли — психика подростка еще детская, открытая для внушений извне. В то же время, его душа, как обычно наблюдается, закрыта различными защитами психики от тех, кто воспитывает ребенка: от родителей, учителей… (именно от тех воспитателей и наставников, которые не понимают детского языка, его мышления, восприятия и внутреннего мира, и постоянно хотят что-то «вбить» в голову подростка, на основе приказов и запретов…типа надо, должен, обязан…и нельзя…).

Начинать профилактику подросткового суицида и детских самоубийств нужно с семьи ребенка, продолжать в детсаду и школе, и заканчивать ВУЗом (или другим послешкольным учебным заведением).

Ведь педагоги, как и родители, нужны не только для вербальной передачи знаний и практики их усвоения, но и — и это, наверное, главное — для внушения моральных и нравственных устоев нашего общества, для развития самосознания, для открытия способностей и склонностей, для привития правильных жизненных ценностей и ориентиров.. — а это передается не только словами, но большей частью невербально . То же касается и родителей. Если родители выполняют только видимые сторонним наблюдателем обязанности по воспитанию и развитию детей (еда, одежда, своя территория…, игрушки…, по типу «чтоб не хуже, чем у других», и главное — «чтобы я выглядел как хороший родитель»…), при этом мало интересуются внутренним миром своего ребенка, его глубинными проблемами: незавершенными ситуациями, накопленными негативами, его подсознательными желаниями и потребностями, не слышат, не уделяют должного внимания, не любят и не уважают как личность, не поддерживают и не принимают эмоционально…, то чего им удивляться, что их ребенок-подросток вступил в сообщество самоубийц, имеет суицидальные мысли или уже наложил на себя руки.

Ведь именно родители (или лица их замещающие), сами того не осознавая, и дают первичную установку ребенку на смерть. И не словами (хотя бывает и такое), а именно невербально — своим поведением, отношением к ребенку, своей не любовью и не уважением к нему…На самом деле никто не хочет умирать, или кончать жизнь самоубийством: ни ребенок, ни подросток, ни взрослый. Но в голове каждого человека есть запрограммированная вера в свое бессмертие — это детское, иллюзорное мышление. Каждый суицидник подсознательно верит в то, что он останется жив, после акта самоубийства (неудивительно, ребенку свойственно верить в сказки).

А внушенные извне, например из социальных сетей, установки на совершение суицида — это лишь провокация и подкрепление уже имеющейся установки, мыслей на смерть — не важно, на мгновенную или затянувшуюся во времени.

И то, что суицидные интернет сообщества использую образы китов, выбрасывающихся на берег, как бы совершающих суицид, или картинки бабочек-однодневок — это для подкрепления внушения, т.к. дети часто мыслят образами, а не словами (то же и взрослые в измененном состоянии сознания, мыслят правым полушарием — образами и эмоциями).

Ребенку, в том числе и подростку, нужен родитель, даже больше, чем сверстники — не ждите, когда «родителем» станет какой-нибудь вербовщик…

Поэтому, чтобы предотвратить подростковый суицид, родителям и воспитателям нужно:

  • Начать неподдельно интересоваться жизнью подростка: его мышлением, внутренним миром, его интересами и увлечениями (его же соцсети вам в помощь);
  • Постепенно (не резко) начать налаживать детско-родительские отношения в атмосфере любви и принятия (если ребенок уже подросток, то нужно наладить дружеские отношения, не с позиции я сверху — ребенок снизу, а на одном уровне);
  • Если у ребенка выявятся какие-то внутренние эмоциональные или психологические проблемы, обратиться за помощью к специалистам (сперва без ребенка — его ни в коем случае насильно не тянуть на обследование и консультацию);
  • Постепенно перейти на авторитетный стиль воспитания (меньше давить на подростка…чем больше давите, тем больше будет сопротивление);
  • Набраться терпения. Чтобы оно не кончилось и чтобы перейти на автоматическое воспитание без криков и наказаний, нужно самому родителю пройти психоанализ и избавиться от своих неосознанных негативных установок (формула простая: Счастливые родители — счастливые дети).

Врач – педиатр участковый

(заведующий педиатрическим отделением №1) Е.Г. Белоусова