Организация рабочего места школьника, профилактика нарушения зрения

07.09.2023

Прозвучал первый звонок нового учебного года. Учебный процесс связан с значительным возрастанием нагрузки на глаза.  Объем зрительной нагрузки у младших школьников составляет 5-7 часов в день, а среднего и старшего возраста 8-10 часов.  Что бы сохранить зрение в течении жизни, необходимо соблюдать ряд несложных правил.

Посадка за рабочим столом.

Каждый школьник нуждается в постоянном месте за собственным или общим столом для выполнения письменных заданий и чтения. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться с учебниками и тетрадями. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки.

 

Освещение рабочей зоны

Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение. Наиболее благоприятные условия создаются при дневном свете, поэтому лучше стол школьника расположить у окна. Этим можно обеспечить и лучшую освещенность, и возможность периодически смотреть вдаль для снятия зрительного напряжения. Однако в осенние и зимние дни естественного света очень мало. Поэтому в рабочей зоне ребенка необходимо создать правильное искусственное освещение. Для освещения жилых помещений лучше применять лампы белого цвета, которые имитируют естественный свет и создают хорошие условия для глаз.  Для облегчения работы на близком расстоянии нужно обязательно пользоваться местным освещением, то есть настольной лампой. Она должна находиться слева для правшей (для левшей – справа) и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.

 

Правила чтения и письма:

  • Нельзя заставлять ребенка читать и писать до 6 лет, если у него нет желания.
  • Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте.
  • Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей).  
  • Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30–35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом.
  • Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна прерываться на 10–15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть в даль, закрыть глаза, походить и т.д.).
  • Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1–1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий.
  • Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Проще это делать в конце каждой строки.
  • Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.

 

Правила "общения" ребенка с телевизором

Одним из неотъемлемых компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач и работы на персональном компьютере.  Однако, при всем их культурном и обучающем значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизор и компьютер не увеличивал накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовал отдыху детей.

 

 Виды физической активности, способствующие сохранению зрения и профилактике близорукости

Ребенок обязательно должен много двигаться и проводить хотя бы 1,5–2 часа в день на улице, для того чтобы иметь возможность смотреть вдаль.

 

Рацион питания школьника, способствующий сохранению зрения

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.

Витамин В2- характерным признаком дефицита являются трещины в уголках рта, снижение аппетита,  головная боль, резь в глазах. Источником витамина В2 является цельное молоко, простокваша,  кефир, сыр,  постное мясо, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин А, при недостатке которого развивается (сухость глаза), поражается роговица.  Витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, печени рыб, плодах шиповника, моркови, салатах, шпинате.

 

Регулярный осмотр у офтальмолога

Осмотр у офтальмолога должен быть ежегодным. Следует обращать внимание на жалобы ребенка (боли в глазах, головные боли, повышенную утомляемость), изменения в поведении, успеваемости – они могут быть следствием снижения остроты зрения. Если у ребенка есть наследственная предрасположенность (нарушение зрения хотя бы у одного из родителей), нарушение осанки, нарушения зрения, проявившиеся до школы – осмотр каждые полгода. Необходимо помнить, что дети начальных классов обычно не жалуются родителям на нарушение зрения, поэтому им также надо посещать кабинет 2 раза в год.  Регулярный осмотр у офтальмолога может помочь выявить нарушения зрения на самых ранних этапах их формирования, а также замедлить прогрессирование близорукости. 

Как проводить профилактику нарушений зрения?

Для улучшения кровообращения в глазах, после часа длительной и напряженной зрительной работы необходимо делать перерыв для отдыха на 10 минут. Снять усталость, улучшить кровоснабжение и расслабить внутриглазные мышцы во время перерыва поможет гимнастика для глаз.

 

  1. Интенсивно моргать в течение 10–20 секунд. ...
  2. Плотно сомкнуть веки, открыть глаза через 5 секунд. ...
  3. Закрыть глаза, прижать брови указательными пальцами, несильно давить на мышцы лба в течение 2–3 секунд. ...
  4. Сомкнуть веки и помассировать их круговыми движениями в течение 1–2 минут

 

  1. Работа глаз на расстояние – подойдите к окну и выберите самый близкий и самый дальний объект. Затем несколько секунд посмотрите вдаль, потом переведите взгляд на близкий предмет. Когда глаза привыкнут к упражнению, можно начать постепенно усложнять нагрузку – фокусироваться сразу на нескольких разноудаленных объектах.

 

  1. Сведение глаз к носу. Поднесите палец к переносице и посмотрите на него – глаза должны легко «соединиться».

 

  1. Движение глазами по кругу: по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Повторите упражнение 6-8 раз.

 

  1. Движение глазами по диагонали: посмотрите глазами в левый нижний угол, затем по прямой переведите взгляд наверх. Аналогичные действия повторите в обратном направлении.

 

  1. Горизонтальные и вертикальные движения глаз. Посмотрите вверх, вниз, вправо и влево. Также можно очертить взглядом прямоугольник, обводя его стороны глазами: снизу – вверх – влево – вниз – вправо. Затем повторить в другую сторону. Упражнение способствует расслаблению и укреплению мышц глаз.

 

Контрастный душ для глаз при умывании утром и вечером. Этот способ позволит улучшить микроциркуляцию в сосудах лица и глаз. Утром умывание проводится горячей водой и завершается ополаскиванием прохладной. Вечером необходимо умываться в обратном порядке. Берегите глаза и зрение! Помните, у большинства детей снижение зрения можно предотвратить.

УЗ «4-я городская поликлиника» валеолог Наталья Дударчик