«Дети дождя»
Было замечено что в большинстве своем дети с расстройством аутистического спектра очень любят смотреть на дождь- только без грома и молнии. За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с страшным диагнозом -аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала - борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок «другой», а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово - маленькие, но такие важные для семьи победы.
Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности, чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:
-
ДЦП;
-
заражение краснухой матери в период беременности;
-
туберозный склероз;
-
нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).
Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны. Важную роль в дальнейшем развитии ребенка –играет ранняя постановка диагноза. Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.
Признаки аутизма у детей следующие:
-
нарушенное социальное взаимодействие;
-
нарушенная коммуникация;
-
стереотипное поведение;
-
ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.
Первые признаки у детей могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика. Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.
Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.
Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен. Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.
Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.
Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют, проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.
У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения. Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.
Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды. Занятия проводятся поэтапно:
-
Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
-
Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
-
Учить наблюдать, подражать.
-
Учить социальным играм и ролям.
-
Учить идти на эмоциональный контакт.
Наиболее распространенное влечении аутизма практикуется поведенческая психология.. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.
УЗ «4-я городская поликлиника»
валеолог Дударчик Н.А.
Депрессия или зов сезонного недуга
И кажется, что все не мило,
Что нет ни радости, ни сил…
И сердце просто так застыло
Без очевидных нам причин…
Не спать, не есть, не улыбаться,
Не ощущать тепла души.
Так мрак затмил - не удержаться.
И мысли где-то там в тиши…
Депрессия - заболевание, которое зачастую резко снижает трудоспособность и приносит страдание как самому пациенту, так и его близким. Люди очень мало осведомлены о типичных проявлениях и последствиях депрессии, поэтому многим пациентам оказывается помощь, когда состояние принимает затяжной и тяжелый характер, а иногда - и вовсе не оказывается. Если же случается встретиться с первыми проявлениями депрессивного состояния, то многие к этому относятся слишком легкомысленно «само пройдет, разве это болезнь». Практически во всех развитых странах службы здравоохранения озабочены сложившейся ситуацией и прикладывают усилия по пропаганде сведений о депрессии и способах ее лечения.
Стоит отметить, что депрессивное состояние затрагивает не только эмоциональную сферу, и не выглядит только так как-будто человеку слишком грустно и он хочет плакать, меняется весь образ жизни, ухудшаются отношения с родными, возникают трудности на работе, лишь потому что нет сил что-то целенаправленно делать, теряется смысл. Наиболее типичные признаки этого расстройства:
Эмоциональные проявления
- тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние;
- тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды;
- раздражительность;
- чувство вины, частые самообвинения;
- недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки;
- снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий;
- снижение интереса к окружающему;
- утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий);
- депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах.
Физиологические проявления
- нарушения сна (бессонница, сонливость);
- изменения аппетита (его утрата или переедание);
- нарушение функции кишечника (запоры);
- снижение сексуальных потребностей;
- снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость;
- боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).
Поведенческие проявления
- пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность;
- избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям);
- отказ от развлечений;
- алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение.
Мыслительные проявления
- трудности сосредоточения, концентрации внимания;
- трудности принятия решений;
- преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом;
- мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни;
- мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии);
- наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности;
- замедленность мышления.
Для того, чтобы сказать, что это точно "депрессия", нужно наблюдать часть перечисленных симптомов не менее двух недель. Заболевание зачастую имеет хронический тип течения, обострения обычно случаются в осенний и весенний периоды. Длительность депрессивного эпизода составляет от 2 недель до 8 месяцев. Существует перечень важных симптомов, на которые всегда следует обращать внимание: сниженная способность к сосредоточению и вниманию, мрачное и пессимистическое видение будущего, идеи виновности и уничижения, снижение самооценки и чувства уверенности в себе, идеи или действия по самоповреждению или суициду, нарушения сна (трудности в засыпании, раннее пробуждения, отсутствие сил при пробуждении), снижение аппетита, потеря либидо.
Не каждому пациенту требуется госпитализация, лечение часто осуществляется амбулаторно. Основными направлениями терапии депрессии являются фармакотерапия, психотерапия и социальная терапия, в крайних случаях электросудорожная терапия.
Фармакотерапия: Антидепрессанты преимущественно стимулирующего действия используются для лечения больных с депрессией, сопровождающейся заторможенностью, апатией и тоской. Антидепрессанты преимущественно седативного действия показаны при тревожной депрессии, безотчётном беспокойстве, угрюмой раздражительности.
Психотерапия: При депрессии средней и лёгкой тяжести могут использоваться в качестве средств первого выбора не только психотропные средства, но также и небиологические виды терапии. При тяжёлой депрессии показаны либо фармакотерапия, либо сочетание фармакотерапии и психотерапии. Наиболее распространёнными методами психотерапии депрессии являются когнитивно-поведенческая, интерперсональная, экзистенциальная, психодинамическая и клиент-центрированная терапии. К менее известным методам относятся терапия воспоминаниями, терапия, направленная на решение социальных проблем, ролевая терапия и другие, в большинстве своём эклектичные варианты психотерапии депрессии. При лечении депрессии может использоваться и групповая когнитивная терапия, что является альтернативой использованию индивидуальной когнитивной терапии. Физические упражнения тоже показали некоторую эффективность в лечении депрессии: они могут использоваться при лёгкой и умеренной депрессии как вместо психотропных препаратов, так и в качестве дополнения к ним.
Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (burnout syndrome) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек — человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) — стадии истощения.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются эмоциональное, психическое истощение, личностная отстраненность, ощущение утраты эффективности.
Эмоциональное, психическое истощение — чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Частыми являются следующие жалобы: «Я чувствую себя, как выжатый лимон», «Работа высасывает из меня все силы», «Я словно сгораю на работе». После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение. Истощение является основным компонентом синдрома эмоционального выгорания.
Наблюдаются признаки психической дисфункции: потеря ясности мышления, трудности концентрации внимания («маленькие», но важные вещи постоянно забываются или теряются), ухудшение кратковременной памяти, постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации близкие к ним.
Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, пациентам и др.), они становятся формальными, безразличными в контактах. При синдроме эмоционального выгорания нарушается равное отношение ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение — уделю внимание данному партнеру». У человека с синдромом выгорания возникает потребность в самооправдании: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким людям нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?».
Ощущение утраты эффективности (достижений), или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.
Этапы развития синдрома эмоционального выгорания
Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Синдром эмоционального выгорания развивается согласно определенным фазам (Burish, 1994):
1. Предупреждающая фаза:
а) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов);
б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).
2. Снижение уровня собственного участия:
а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявления негуманного подхода к людям);
б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки);
в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности работой);
г) возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, ощущение, что другие люди используют тебя, зависть).
3. Эмоциональные реакции:
а) депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, лабильность настроений, апатия);
б) агрессия (защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружающими).
4. Фаза деструктивного поведения:
а) сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения);
б) мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям);
в) эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби).
5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков.
6. Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность.
Последствия синдрома эмоционального выгорания
Доказано негативное влияние «выгорания» на соматическое здоровье. Повышается риск развития ишемической болезни сердца.
Социальные последствия синдрома эмоционального выгорания следующие: ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, частые прогулы, наблюдается переход на другую работу, смена профессии. Растет число профессиональных ошибок. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «заразным» и распространяться через неофициальные взаимодействия на работе.
Синдром эмоционального выгорания также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. Это может возникать из-за того, что после эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами или пациентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей.
Синдром эмоционального выгорания может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом сходны: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. В терапии и профилактике синдрома эмоционального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).
В первую очередь необходимо обеспечить осознание пациентом проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Необходимо активное участие пациента в процессе терапии и сотрудничество с врачом.
Пациентам необходимо предоставить полную информацию о синдроме эмоционального выгорания: основных клинических проявлениях, закономерностях течения, предрасполагающих факторах; о стрессовом процессе и его стадиях в соответствии с учением Г. Селье об общем адаптационном синдроме (1 — реакции тревоги, 2 — стадия резистентности, 3 — стадия истощения); о физических симптомах, наблюдающихся при этом, и о мероприятиях по управлению стрессом.
На начальных стадиях синдрома необходимо обеспечение хорошего, полноценного отдыха с полной изоляцией от работы. Необходима помощь психотерапевта, психолога.
Пациентам можно дать следующие рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:
1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Пациенту необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться пациенту (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. У пациентов надо выяснить, сколько они обычно спят и сколько им нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через три недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.
5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Пациенту нужно разъяснить необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.
В работе с пациентами при индивидуальной или групповой терапии можно придерживаться следующих направлений:
Тренинг коммуникативных навыков. Обучение навыкам эффективного межличностного общения. Выявление и расширение значимых для пациента межличностных связей (семья, друзья, коллеги).
Позитивный взгляд на вещи. Пациенту нужно помочь осознать, что существует много вариантов интерпретации определенной ситуации. Ответ на вопрос «Стакан наполовину пуст или наполовину полон?» зависит от взгляда на вещи: у оптимистов стакан полон, хоть и наполовину, у пессимистов — пуст. Совместно с пациентом можно пересмотреть стрессогенную ситуацию и найти позитивные моменты. Это не изменит ситуации, но позволит по-другому смотреть на вещи (рационально-эмотивная терапия).
Фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Сознательный выбор профессии, знания о трудностях, связанных с ней, реальная оценка своих собственных возможностей может помочь избежать «выгорания» или существенно приостановить его развитие.
Тренинг уверенности в себе. Люди, подверженные синдрому эмоционального выгорания часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, неуверенны в себе. Можно использовать методику «волшебный магазин». Пациенту предлагается представить, что он находится в волшебном магазине, в котором может приобрести любую недостающую ему личностную черту: примерить ее на себя, взять ее себе.
Обучение техникам релаксации (расслабления). Возможно использование следующих техник:
- прогрессивная мышечная релаксация (метод Джекобсона). Упражнения легко осваиваются в группах либо самостоятельно. Основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое. Сеансы занимают до 30 мин;
- трансцендентальная медитация. Под медитацией понимают искусственно созданную ситуацию, в которой человек специально занят самосовершенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических особенностей, размышляя над им же созданными искусственными обстоятельствами;
- аутогенная тренировка (метод Шульца) — самовнушение в состоянии релаксации или гипнотического транса;
- произвольное самовнушение (метод Куэ) позволяет подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Может использоваться для редукции стресса перед важными встречами.
Проведение дебрифинга (обсуждения) после критического события. Обсуждение предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить работу (например, дежурство).
Религиозность также рассматривается рядом исследователей как профилактический фактор, препятствующий развитию синдрома эмоционального выгорания. Религиозность ассоциируется с долгожительством и отрицательно связана с наркоманией, алкоголизмом, суицидальными мыслями, уровнем депрессии, разводами.
Проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовских групп для учителей, врачей). Балинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. 20 в. Михаэлем Балинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение (аналогичной может быть группа учителей, медицинских сестер и др.)
Стресс и здоровье
ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? ПРИРОДА СТРЕССА
Стресс — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны — опасен для здоровья чрезмерный стресс.Потрясения — естественная часть человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень. Нулевого стресса не бывает.
Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением
К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций, как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций — от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), ослабления интереса к межличностному общению, сексу, «ухода в себя» и пр.
К физиологическим проявлениям стресса могут быть отнесены мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации.
Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.
Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные, — очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует.
КАК НАУЧИТЬСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРЕСС?
Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.
Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию.
Условно стрессоры можно разделить на:
- управляемые (зависят от нас);
- неуправляемые (неподвластные нам);
- не являющиеся стрессорами по своей сути, а вызывающие стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.
Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы может контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Существуют специальные техники (методики) преодоления стрессовых факторов. Прежде чем выбрать методику и применить её, необходимо оценить стрессоры.
КАК ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СТРЕССА?
МЕТОД САМООЦЕНКИ УРОВНЯ СТРЕССА. ТЕСТ РИДЕРА
В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса может быть рекомендована шкала психологического стресса Ридера (1969) (табл. 1). Эту методику использовали для диагностики уровня стресса в ряде популяций. Была выявлена связь уровня стресса с наличием стенокардии напряжения, АГ. Предложены критерии оценки уровней стресса(табл. 2).
Таблица 1. Самооценка уровня стресса (тест Ридера)
Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений, и отметьте кружочком соответствующий вариант ответа. Рассчитайте средний балл.
Утверждение |
Ответ |
|||
---|---|---|---|---|
да, согласен |
скорее согласен |
скорее не согласен |
нет, не согласен |
|
Пожалуй, я человек нервный |
1 |
2 |
3 |
4 |
Я очень беспокоюсь о своей работе |
1 |
2 |
3 |
4 |
Я часто ощущаю нервное напряжение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение |
1 |
2 |
3 |
4 |
К концу дня я совершенно истощён физически и психически |
1 |
2 |
3 |
4 |
В моей семье часто возникают напряжённые отношения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таблица 2. Шкала уровня психологического стресса [Копина О.С. и др., 1989]
Уровень стресса |
Средний балл |
|
---|---|---|
мужчины |
женщины |
|
Высокий |
1–2 |
1–1,82 |
Средний |
2,01–3 |
1,83–2,82 |
Низкий |
3,01–4 |
2,83–4 |
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ РЕАКЦИЙ
- «Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц» — совет Ганса Селье.
- Поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы они обращались с Вами.
- Не старайтесь сделать всё и сразу.
- Не забывайте об отдыхе. Монотонная работа утомляет, смена занятий помогает сохранить силы и здоровье.
- Цените радость подлинной простоты жизненного уклада, избегая всего наносного, показного и нарочитого. Этим Вы заслужите расположение и любовь окружающих.
- Прежде чем что-то предпринять в конфликтной ситуации, взвесьте свои силы и целесообразность действий.
- Старайтесь видеть светлые стороны событий и людей. «Бери пример с солнечных часов — веди счёт лишь радостных дней» (народная мудрость).
- Если необходимо предпринять удручающе неприятное для Вас дело (разговор), не откладывайте его на «потом».
- Даже в случае неудачи в каком-либо деле (или разговоре) старайтесь увидеть свои «плюсы». Не сосредоточивайтесь на воспоминаниях о неудачах. Старайтесь умножить успехи и веру в свои силы.
- Ставьте реальные и важные цели в любом деле. Научитесь поощрять себя за достижение поставленной цели.
Суицидальное поведение
- истинный суицид (пресуицидальный период характеризуется длительностью, продуманностью и постепенностью формирования);
- аффективно окрашенный(суицидальное решение возникает на высоте аффекта, мгновенно, период принятия решения максимально "свернут"; психологический смысл в таких случаях неоднозначен, как правило, преобладает элемент «протеста» и «обращения».)
- демонстративно-шантажный(когда в психологическом смысле суицида компонент "обращения" является решающим, а основная цель суицидента - воздействие на отношения значимых лиц; пресуицид при этом короткий от нескольких минут до часа).
СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- Суицидальная предиспозиция: проявляется такими особенностями личности, как тревожно-депрессивный радикал, импульсивность, интерперсональная зависимость, фрустрация потребностей со стремлением к ее ликвидации;
- Латентный пресуицид: период времени, когда личность находится в состоянии социально-психологической и психической дезадаптации и одновременно пребывает в «мотивационной готовности» к суицидогенезу, при этом оформленные признаки суицидальной активности отсутствуют.
- Манифестный пресуицид: проявляется постоянными суицидальными мыслями, суицидальными высказываниями; резким изменением поведения, образа жизни; различными формами саморазрушающего поведения;
- Острый пресуицид (состояние психологического кризиса, прямая угроза осуществления суицидальных действий): проявляется сверхценным характером суицидальных мыслей, суицидальными тенденциями; целенаправленным поиском средств осуществления суицидальных действий; прямыми или косвенными«прощаниями» с близкими; неадекватными формами поведения («зло вещее» спокойствие, идеаторномоторная расторможенность, ажитация);
- Суицидальные действия (суицидальная попытка или самоубийство).
Мифы
- Если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание.
- Самоубийство случается без предупреждения.
- Самоубийство — явление наследуемое.
- Те, кто кончают с собой, психически больны.
- Разговоры о суициде могут способствовать его совершению.
- Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится.
- Покушающиеся на самоубийство желают умереть.
- Все приводящие к самоубийству действия являются импульсивными.
- Самоубийство невозможно предотвратить.
- Самоубийства и суицидальные попытки — явления одного порядка.
- Помочь самоубийцам могут только профессионалы.
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийству.
Факты
- Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей.
- Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
- Многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием.
- Суицид не передается генетически — человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении
- Разговор о самоубийстве не является причиной, но может стать первым шагом его предупреждения.
- Очень многие повторяют эти действия вновь и достигают желаемого результата.
- Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим.
- Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств.
- Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по каким-то причинам неудавшееся самоубийство.
- Профилактика самоубийств является делом каждого человека.
- Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения
Уход за дементными пациентами
Образовательный материал для родственников пациентов, страдающих деменцией
- Установите режим пациенту, пытаясь сохранить его привычные занятия. Благодаря режиму повседневная жизнь больного становится более организованной, упорядоченной. Режим становится источником уверенности, защищенности, он должен как можно больше сохранять заведенный прежде порядок жизни больного.
- Поддерживайте независимость больного. Больной должен как можно дольше оставаться независимым. Это облегчает вашу работу и помогает сохранять пациенту чувство уважения к себе.
- Помогайте сохранять больному чувство собственного достоинства. Человек, за которым вы ухаживаете, является личностью, не лишенной чувств. Ваше отношение к больному, ваши поступки оказывают влияние на пациента. Будьте терпимы, уважайте чувства больного, не обсуждайте состояние больного в его присутствии.
- Воздерживайтесь от конфликтов. Конфликты вызывают стресс, как у больного, так и у вас. Пытайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Не проявляйте гнев, разочарование и раздражительность. Всегда помните - виновата болезнь, а не человек.
- Пытайтесь постоянно привлекать внимание больного, давая ему простые задания. Больной должен чем-то заниматься, однако, занятия должны быть легкими и доступными. Нельзя давать слишком трудные задания, а также их выбор должен быть ограничен. Невыполнимые задания вызывают стресс и способствуют ухудшению состояния.
- Создавайте условия для максимального проявления имеющихся у больного способностей. Занятия больных должны быть тщательно продуманы. Они повышают уважение и чувство собственного достоинства. Это нужно поддерживать постоянно. Занятость в доме придает жизни пациента цель и значение. Однако, не забывайте, что БА - прогрессирующее заболевание. Способности больного с течением заболевания могут меняться. Ухаживающий за пациентом должен быть наблюдательным и готовым изменить природу занятий больного, чтобы не вызвать у него стресс.
- Позаботьтесь о безопасности в доме. Проявления заболевания такие, как потеря памяти и нарушение координации движений повышают риск травмирования больного. Необходимо сделать ваш дом как можно более безопасным.
- Поддерживайте общение с пациентом. С развитием болезни общение с пациентом постоянно затрудняется.
С развитием болезни общение между ухаживающим персоналом и больным может становиться все труднее. Следует проверить зрение и слух у пациента, при необходимости заказать более сильные очки, заменить слуховой аппарат. При общении рекомендуется:
- уважительно обращаться к больному по имени (отчеству);
- говорить отчетливо, медленно, лицом к лицу с больным, при этом держать голову на уровне его глаз;
- проявлять любовь и душевную теплоту, обнимая больного, если это его не стесняет;
- внимательно выслушать больного;
- обращать внимание на невербальные средства общения;
- попытаться установить, какие жесты и сочетания слов, слова-подсказки необходимы для эффективного поддержания общения с больным;
- избегать негативной критики, споров, конфликтов;
- перед тем, как заговорить, проверить, слушает ли Вас больной.
Как разговаривать
- Сохраняйте хладнокровие и говорите мягким, нормальным голосом
- Говорите короткими и простыми предложениями, содержащими только одну мысль
- Всегда давайте человеку достаточно времени на то, чтобы он мог вас понять
- Желательно использовать, по возможности, выражения, в которых содержатся подсказки, например, «Твой сын, Иван»
Купание и личная гигиена
Больной может забывать умываться, не видеть необходимости в умывании или не помнить, как это делается. Предлагая больному свою помощь, постарайтесь сохранить его личное достоинство.
- При умывании пытайтесь придерживаться прежних привычек больного.
- Старайтесь сделать умывание максимально приятным, помочь больному расслабиться.
- Принятие душа может быть проще, чем купание в ванне, однако если человек не привык принимать душ, это может его обеспокоить.
- Если больной отказывается от купания или душа, подождите некоторое время - настроение может измениться.
- Пусть больной все, что возможно, делает сам.
- Если больной смущается при купании или принятии душа, можно оставить закрытыми определенные участки тела.
- Не забывайте о безопасности, ее обеспечивают надежно закреплённые предметы, ручки или перила, за которые можно ухватиться, коврик, на котором нельзя поскользнуться, а также дополнительный устойчивый стул.
- Если, помогая больному мыться, Вы каждый раз сталкиваетесь с проблемами, попросите, чтобы Вам кто-нибудь помогал.
Одевание
Больной может забыть процедуру одевания, не видеть необходимости в смене одежды. Иногда в присутствии людей больные появляются одетыми неподобающим образом.
- Положите одежду больного в том порядке, в котором ее необходимо надевать.
- Избегайте одежды со сложными застежками, используйте предметы одежды на резинках, липучках, молниях и т.п.
- Не торопите больного при одевании, поощряйте его самостоятельные действия.
- Обувь должна быть удобной, нескользкой, на резиновой подошве, свободной, но не спадающей с ноги.
Посещение туалета и недержание
Больные могут забывать, где находится туалет, и что в нем делать, перестают ощущать, когда следует пойти в туалет.
- Поощряйте посещение больным туалета.
- Установите определенный режим посещения.
- Обозначьте дверь в туалет большими цветными буквами.
- Оставьте дверь туалета открытой, чтобы проще было его найти.
- Убедитесь, что одежда больного легко снимается.
- В рамках разумного ограничьте прием жидкости перед сном.
- Рядом с постелью можно поставить ночной горшок.
- При необходимости используйте памперсы.
Питание и приготовление пищи
Страдающие деменцией нередко забывают есть, могут не помнить, как пользоваться вилкой или ложкой. На поздних стадиях заболевания больного нужно кормить. Могут появиться и физические проблемы - отсутствие способности нормально жевать и глотать пищу.
- Напоминайте больному о необходимости приема пищи.
- Давайте ему пищу, которую он может есть руками.
- Нарезайте пищу маленькими кусочками, чтобы больной не мог подавиться.
- На поздних стадиях болезни готовьте пюре и жидкую пищу.
- Напоминайте, что есть нужно медленно.
- Не забывайте, что больной может потерять ощущение холодного и горячего и обжечься, поэтому пища должна быть тёплой.
- Не давайте больному более одной порции сразу.
- Если возникают проблемы с глотанием, обратитесь за советом к врачу, он ознакомит Вас с приемами, стимулирующими глотание.
- Следите за тем, чтобы больной получал достаточное количество питательных веществ.
На поздних стадиях заболевания больной может утратить способность готовить пищу. Это может стать серьезной проблемой, если человек живет один. Плохая координация движений приводит к повышенной опасности травматизма, например, ожогов и порезов при приготовлении пищи. Постарайтесь обеспечить больного готовой пищей.
Больной плохо спит
Больной может бодрствовать по ночам и мешать спать всей семье. Для лиц, осуществляющих уход за больным, это может быть самой изнурительной проблемой. Что можно сделать?
- Попытайтесь не давать больному спать днем.
- Может помочь ежедневная длительная прогулка. Давайте больше физических занятий в дневное время.
- Следите за тем, чтобы больной, ложась спать, мог чувствовать себя комфортно и удобно.
Больной часто теряет вещи, обвиняет Вас в краже
Больной часто может забывать, куда он положил тот или иной предмет. Зачастую он обвиняет Вас или других людей в краже потерянных вещей.
- Выясните, нет ли у больного укромного места, куда он прячет вещи.
- Держите у себя замену важных предметов, например, запасную связку ключей или очки.
- Проверяйте мусорные ведра и корзины, перед тем как выкидывать из них мусор.
- На обвинения больного отвечайте ему спокойно, не раздражайтесь.
- Согласитесь, что вещь потеряна, и помогите ее найти.
Бродяжничество
Иногда у больных проявляется склонность к уходу из дома, бродяжничеству. Больной может уйти и блуждать по окрестностям, уехать в неизвестном направлении и заблудиться, оказаться даже в другом городе.
Сделайте так, чтобы у него всегда был при себе какой-либо документ, удостоверяющий личность,
- Позаботьтесь, чтобы в кармане одежды страдающего деменцией лежала записка с указанием адреса и номера телефона, по которому можно связаться с ближайшими родственниками больного или лицами, ухаживающими за ним.
- Убедитесь в том, что все выходы из дома хорошо запираются, что в доме/квартире больной находится в безопасности и без Вашего ведома не сможет уйти из дома.
- Если все же больной заблудился, контролируйте свои эмоции, говорите спокойно, не ругайте больного, пытайтесь выразить ему свою поддержку, когда его находят.
- Полезно иметь недавно сделанную фотографию больного на случай, если он заблудится и Вам понадобится помощь других людей в его поиске.
- Для борьбы с бродяжничеством можно прикрепить ко всем дверям небьющиеся зеркала: собственное отражение в зеркале отвлекает больного от намерения открыть дверь.
Агрессивное поведение
Повышенная возбудимость может быть следствием:
- Стресса, вызванного чрезмерным умственным или физическим напряжением
- Отчаяния, вызванного неспособностью окружающих понять желания больного
- Другого заболевания
Как себя вести:
- Старайтесь сохранять спокойствие, не проявляйте собственного страха или беспокойства.
- Всеми возможными методами следует избегать ответной агрессивности; обвиняющий, угрожающий или осуждающий тон голоса может усилить агрессию больного.
- Не следует находиться к больному слишком близко, он может воспринять это как угрозу.
- Постарайтесь переключить внимание больного на более спокойное занятие, если не получается, то лучше не предпринимать активных действий и подождать, когда приступ пройдет
- Следите, чтобы опасные предметы (ножи, палки, спицы, топоры) находились вне досягаемости больного
- Постарайтесь определить, что вызвало такую реакцию больного, и проследите за тем, чтобы эти предпосылки не повторялись.
- Если агрессивное поведение больного часто повторяется, необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Повторяющиеся действия
Люди, страдающие деменцией, могут снова и снова говорить, и спрашивать об одном и том же. Больной может неотступно следовать за вами, даже когда вы идете в туалет. Такое поведение очень расстраивает и раздражает тех, кто находится рядом.
Как себя вести
- Если объяснения не помогают, то можно отвлечь внимание пациента, например, с помощью прогулки, пищи или любимого занятия
- Важно показать, что вы поняли чувства больного.
- Не напоминайте больному, что он уже задавал тот или иной вопрос
Если больной все время совершает некие стереотипные движения можно дать ему что-нибудь, чем он может занять свои руки, например, мягкий мяч, который можно сжимать, или одежду, которую можно складывать.