Жизнь подростка с особенностями психофизического развития

ПОКА РЕБЕНКА НЕ ОТРАВИЛИ «ЯД» ЦИВИЛИЗАЦИИ, МИФЫ И СТЕРЕОТИПЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ, ОН НЕ СРАВНИВАЕТ СЕБЯ С ДРУГИМИ И МАЛО ИНТЕРЕСУЕТСЯ ТЕМ, КАК ЛЮДИ ОЦЕНЯТ ЕГО: ОН ЗНАЕТ, ЧТО ОН ЕСТЕСТВЕНЕН И ПРЕКРАСЕН. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОН ДУШЕВНО ЗДОРОВ И БЕЗУСЛОВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТСЯ К СЕБЕ. ОКРУЖАЮЩИМ ЕГО ЛЮДЯМ ПРИДЕТСЯ МНОГО ПОТРУДИТЬСЯ, ЧТОБЫ ВНУШИТЬ ЕМУ, ЧТО ОН «НЕ ТАКОЙ».

Горе родителей, вызванное инвалидностью ребенка, и их беспокойство за его будущее очень влияют на развитие самого ребенка. Вначале инвалидность воспринимается родителями как угроза их самооценке и часто мешает им жить, согласно их желаниям. Это придает отношениям между родителями и ребенком двойственный и очень противоречивый характер. Однако ребенку нелегко понять эту разницу, поскольку любой малыш чувствует себя центром Вселенной. Сильная взаимная любовь, которая со временем все-таки развивается между родителями и ребенком тем не менее является для ребенка самым большим приобретением в жизни - она помогает ему справляться со многими из ожидающих его трудностей. Часто большая практическая и психологическая зависимость ребенка от родителей затрудняет его освобождение из-под опеки в подростковом возрасте и чревата тем, что ребенку будет очень сложно обрести самостоятельность.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ

Некоторые качества характера человека в большей степени, чем другие, влияют на его самооценку. Поэтому осознание человеком того, что его развитие не такое, как у других, может сильно влиять на представление о самом себе.

Осознание своей инвалидности углубляется у человека по мере того, как он взрослеет и из ребенка вырастает в подростка. Развитие этого представления - процесс многогранный, комплексный и имеющий определенные закономерности.

Вначале ребенок совершенно не осознает, какой он, и предъявляет к окружающим односторонние требо-вания, чтобы они заботились и ухаживали за ним. На этом уровне нет никаких предпосылок к тому, чтобы он понял, что он инвалид.

Постепенно у ребенка с особенностями развития появляется ощущение, что он не такой, как все. Он видит, как другие члены семьи быстро и легко все делают, разговаривают, шутят. Ребенок замечает, что вокруг происходит и говорится много такого, что он не понимает, и он начинает привыкать отставать от других. У ребенка могут развиваться чувство зависимости, страха и обиды. Эти чувства очень легко возбудимые и преобладают в периоды, связанные с трудностями, например когда в семье появляются еще дети, или когда самостоятель-ность необходима по какой-либо иной причине.

В дошкольном возрасте, а также, предположительно, в первые школьные годы ребенок пытается находить причину нарушения своего развития в братьях и сестрах, в товарищах по играм или в каком-то другом члене семьи. Пока ребенок не достигает определенной зрелости, он не понимает, что причина может быть в нем самом. Дети могут говорить: «Они глупые, они не понимают, что я говорю».

Подростки с задержкой развития рассказывают, что именно с началом учебы в школе или когда их перевели из общеобразовательной школы в специальную, они начали размышлять о том, что с ними самими что-то не в порядке. Они видели, что им не позволяют пойти в ту же школу, что и их братьям, сестрам или товарищам по играм, и никто не объяснил им почему. Они чувствовали, что должны стыдиться этого.

Когда человек начинает осознавать, что он «не дотяги-вает» до окружающих, подступают тяжелые чувства и душевная боль. Подросток испытывает сильное желание быть похожим на всех других и не хочет отождествлять себя с людьми, имеющими задержку в развитии.

В этом возрасте возникает много вопросов. Они очень похожи на вопросы обычно развивающихся подростков, но инвалидность накладывает на них особенный отпечаток: «Буду ли я встречаться с мальчиком (или девочкой)? Женюсь ли я (или выйду замуж)? И будут ли у меня дети? Получу ли я водительские права? Пойду ли я в армию? Я хочу иметь настоящую работу, как у моего брата, а не ходить в дневной центр? Неужели я такой же, как те «из дневного центра?».

Разница между жизнью человека с задержкой развития и жизнью обычного взрослого человека становится наиболее отчетливой. Подросток то принимает ситуацию такой, какая она есть, то бурно и отчаянно протестует.

Такие перепады настроения весьма типичны и одинаково тяжелы как для самого молодого человека, так и для его окружения.

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ИЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОСОЗНАНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ

Подросток с особенностями развития перенимает ту систему ценностей, которой придерживается его окружение. Если на человека с инвалидностью смотрят сверху вниз, то и он поступает точно так же. В результате может получиться так, что человек сам себя презирает и делает все, чтобы отречься от инвалидности и скрыть ее. В представлении о самом себе у подростка инвалид-ность доминирует, поскольку он чувствует, что окружающие оценивают именно это. Подростку очень сложно почувствовать, что другие его ценят и любят таким, какой он есть.

Тяжело скрывать и отрицать значительную часть самого себя. Это приводит к разочарованию, нарушению поведения, нереалистичным планам, страху и неуверенности. Отставание в развитии «обвиняется» во всех жизненных неудачах. Подросток становится очень чувствительным к критике, поскольку она каждый раз напоминает ему об инвалидности, о которой он ничего не хочет знать. Во многих случаях отрицание является защитой от депрессии: «Я не понимаю, для чего живу».

Подросток с доминирующим осознанием инвалидно-сти может быть навязчив в контактах с другими, так как должен доказать самому себе, что он нормальный, и поэтому активно избегает других инвалидов, так как они напоминают ему о его собственных недостатках. Иногда подросток намеренно преувеличивает свою инвалидность, чтобы не делать то, что вызывает страх, тревогу или неуверенность. Тогда на восприятие самого себя накладывается отпечаток страха перед инвалидностью и отрицания у себя других качеств, которые могут помочь справиться с разными ситуациями.

Подросток, которому тяжело смириться со своей инвалидностью, может проявлять следующие качества:

  • презирает самого себя за свои нарушения в развитии;
  • отрицает свою инвалидность;
  • часто подавлен или угнетен;
  • избегает общения с людьми с нарушениями;
  • имеет нереалистичные представления о своих спо-собностях или преувеличивает свои ограничения;
  • чрезмерно склонен к общению; боязлив и неуверен;
  • болезненно воспринимает критику.

Если подросток адекватно принимает свою инвалидность, тогда он:

  • приблизительно знает, что он может и чего не может;
  • не стесняется признаваться в своих ограничениях и может без обид принимать помощь;
  • ощущает свое единство с другими людьми, имеющими ограничения;
  • может испытывать и преодолевать горе, вызванное тем, что у него есть какие либо нарушения развития;
  • может предъявлять требования к окружающим и бороться за свои права.

Ни у одного человека нет полностью интегрированного осознания инвалидности или, напротив, полностью доминирующего. Осознание инвалидности колеблется между этими полюсами в зависимости от периода жизни человека, от близкого окружения и от ситуации. Это верно для всех нас: никто постоянно не гордится собой и не стыдится себя.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ПОДРОСТКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

В каждый период жизни у ребенка имеется определенная структура психологических особенностей. Эти особенности влияют на его поведение, определяют характеристики деятельности, степень успешности, интенсивности, соответствие или несоответствие социальным нормам. От характера поведения подростка зависит то, как будут реагировать на него окружающие люди. Это может проявляться в поощрении, подкреплении за одни формы поведения и в наказании - за другие. Наиболее стойкие нарушения возникают в тех случаях, когда реакция окружающих обостряет психологическую проблему подростка, которая порождена или закреплена отношением к ней взрослых.

Родителям следует помнить: от того, как вы относитесь к вашему ребенку, и от того, как реагируете на его поступ-ки, зависит как его самоощущение, так и его поведение.

«Неудачники»

Основной психологической особенностью при этом варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющейся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении.

Состояние тревоги проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Ситуация, которую большинство восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс. Для подростка, находящегося в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи, затруднено принятие решений, так как подросток чрезмерно фиксирует вни-мание на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение.

Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, а также сказывается во всех сферах жизни. Постоянные неудачи со временем приводят к пессимистическому подходу к действительности, а иногда - и к развитию депрессивного состояния.

При «синдроме неудачника» могут наблюдаться:

  • низкие достижения подростка. Взрослые (родите-ли, учителя) оценивают деятельность в целом как неуспешную;
  • высокий уровень тревоги и беспокойства, неуве-ренность в себе. Это центральное психологиче-ское звено череды неудач. Как правило, наиболее болезненной сферой является учеба и общение со сверстниками;
  • установка на исполнительность. Высокая значи-мость для подростка оценок, дающихся взрослыми.

Чтобы избавить подростка от «синдрома неудачника», нужно:

  • обеспечить ему ощущение успеха;
  • снизить ценностное значение отметок (но не зна-ниЙ);
  • хвалить и поощрять не за результат, а за любую попытку его достижения;
  • обязательно найти какую-нибудь сферу, в которой он может оказаться успешным, реализовать себя.

«Мечтатели»

Развитие по данному типу происходит у детей, которые по разным причинам не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Уход от реальной действительности - это уход во внутренний мир, в игровое фантазирование. Оно позволяет восполнить недостаток внимания. Обычная жизнь представляется недостаточно насыщенной впечатлениями, кажется скучной и монотонной. Конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание вызывает постоянное чувство неудовлетворенности, тревоги.

В подростковом возрасте нередко меняются акценты поведения: если раньше основной особенностью была пассивность в учебе, то впоследствии проявляются трудности в общении со сверстниками. Тенденция к уходу от реальной действительности порождает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений.

Уход от реальности характеризуется следующими показателями:

  • Пассивность подростка, выражающаяся в разныхсферах жизни.
  • Проявление демонстративности принимает мягкие, социально приемлемые, негрубые формы.
  • Повышается уровень тревожности.
  • Повышается склонность к фантазированию.

Какую помощь можно оказать:

  • Активное воображение - вернуть из мира фантазии, направив на решение реальных задач.
  • В реальной деятельности - необходимо постоянно обеспечивать эмоциональную поддержку, внима-ние, ощущение успеха.

“Умники»

Подростки с таким вариантом развития отличаются высоким уровнем интеллектуальности при незрелости эмоциональной сферы. Часто у них наблюдаются проблемы в двигательном развитии. Интересы «умников» сильно отличают его от сверстников. Его рассуждения им не интересны, а проявить себя в других активностях он не может, все это - его слабые места. Поэтому и общается он преимущественно со взрослыми, а не со свер-стиками. Общение со сверстниками затруднено из-за недостаточного развития коммуникативных навыков.

Сочетание симптомов, характерных для «умников»:

  • высокие показатели развития интеллекта;
  • недоразвитие эмоциональной сферы;
  • низкий уровень самостоятельности;
  • трудности в общении со сверстниками, предпочтение общения со взрослыми.

«Путаники»

Социальная дезориентация проявляется в том, что у подростка затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, бродяжничество. Как правило, поведение подростка с социальной дез-ориентацией - это не сознательное нарушение правил, не «хулиганство», а следствие незнания или непонима-ния этих правил.

Из-за того, что подростка постоянно одергивают и нака-зывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность процесса развития по антисо-циальному пути («раз я плохой, то, естественно, я могу совершать плохие поступки»). Негативную роль играет также нарушение взаимоотношений со сверстниками вследствие невладения принятыми формами общения. Подросток реагирует агрессией и антисоциальным поведением, а ответная враждебная реакция окружающих только поддерживает и подтверждает путаные представления о мире и о себе.

Социальная дезориентация проявляется в странном поведенческом сочетании:

  • подросток нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути;
  • отсутствует сознательная направленность на подоб-ные нарушения и есть желание быть «хорошим».

Основные рекомендации при социальной дезориентации:

  • свести запреты к минимуму (запрещать только наиболее грубые проявления);
  • постепенно расширять круг правил поведения;
  • серьезность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых поступков;
  • поддерживать и повышать самооценку подростка;
  • следует помнить, что подросток нарушает правила не намеренно, а из-за того, что плохо их чувствует или недостаточно понимает ситуацию;
  • оказывать помощь в налаживании общения со сверстниками;
  • постоянно разьяснять возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях;
  • вырабатывать общепринятые стандартные формы поведения.

Хочется надеяться, что данные рекомендации помогут родителям лучше понять своего ребенка и преодолеть трудности в его воспитании и взаимодействии с ним.

 

Используемая литература

  1. Бак А., Грюнвальд К. Забота и уход: Книга о людях с за-держкой умственного развития. под ред. Ю. Колисовой, - СПб: ИРАВ, 2001. -360 с.
  2.  Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб: Союз, 1997.

Составитель: психолог УЗ « ГКДПД» Доронина О. В.